Важные составляющие инклюзии:
·Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
·Всесторонне планируйте инклюзию
·В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация
·Включайте родителей
·Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
·Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления об инклюзии:
·Представление что присутствие в школе само по себе достаточно
·Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
·Фокусирование не на целях, а на действиях
·Когда основной направленностью услуг является обучение программе,
а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
·Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Существующие барьеры:
·Архитектурная недоступность школ
·Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
·Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
·Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
Законодательные ресурсы:
·Конституция Российской Федерации
·Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
·Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
·Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
·Конвенция о правах ребенка
Правила инклюзивной школы
·Все ученики равны в школьном сообществе
·Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
·У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
·Планируется и проводится эффективное обучение
·Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников,
·Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
·Семьи активно участвуют в жизни школы
·Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
·Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью
·Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
·Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
·Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
·Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
·Наиболее вероятное повышение успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
·он достаточно гибок,
·ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
·он уважает индивидуальные различия
·он может слушать и применять рекомендации других членов команды
·он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
·он согласен работать с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
·У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
·Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
·Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
·Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
·Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
·Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
·Существуют процедуры оценки эффективности
В заключение:
·Инклюзивные сообщества включают:
-Изменение взглядов в целом
-Разнообразие включает каждого
-Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения
-Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
-Возможность для каждого быть успешным
Социальные изменения:
-Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
-Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
-Начните с вашего маленького сообщество – и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения вашего опыта
-Действие отличается от убеждений и теории!